Прометей прикованный

12 марта 2010 года.

Презентация картины И.Е.Репина «Прометей». Новое поступление в собрание Государственного исторического музея.

В собрании музея хранятся считанные работы из огромного творческого наследия И.Е. Репина (1844–1930). Эти произведения не только украшают постоянную экспозицию музея, но и участвуют в российских и зарубежных выставках. К сожалению, в собрании музея отсутствуют произведения, связанные с символистским этапом русской художественной жизни 1910-х годов. К созданиям такого рода принадлежит картина И.Е. Репина «Прометей» 1910-х годов, которая являет собой яркий пример использования И.Е. Репиным новаций в художественной системе станковой картины. Картина «Прометей» создана по законам выбранной автором художественной формы «опытов творчества». Классический сюжет наполнен культурными и христианскими аллюзиями. С другой стороны, страдающий античный герой воспринимался в контексте политических и социальных реалий России начала XX века.

В представлении картины «Прометей» принял участие композитор, пианист и музыковед Иван Глебович Соколов. Тема репинского произведения совпадает с темой Огня – основной в творчестве А.Н.Скрябина (1875-1915) эпохи символизма. Лекция-концерт раскрыла внутреннюю связь живописи и музыки в соответствии с идеями синтеза искусств начала XX века. Исполнялась музыка А.Н.Скрябина 1910-х годов, которая, по мнению Ивана Соколова, вся состоит «из плеска ангельских и демонских крыльев». Иван Соколов угадывает сходство образа репинского Прометея с русскими гениями-мистиками рубежа XIX-XX веков – Врубелем, Скрябиным, Владимиром Соловьевым.