1812 год в картинах Верещагина

10 марта 2010 года

1812 год в картинах В.В. Верещагина.Дар императора Николая II Музею 1812 года.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), « художник, солдат, путешественник», принадлежит к демократической традиции русской художественной школы второй половины ХIХ века. Он родился в г. Череповец Новгородской губернии в семье помещика. Учился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, параллельно посещая рисовальную школу Общества поощрения художников. Окончив корпус, он сразу же вышел в отставку и поступил в Академию художеств, которую вскоре оставил и отправился в путешествие в Европу, на Кавказ, в Туркестан. В 1877 году Верещагин отправляется на Дунай, в действующую армию, где создает серию работ, посвященных событиям Русско-турецкой войны. В эти же годы Верещагин обращается к евангельской теме, создаёт серию картин из жизни Христа.

В 1887 году художник начинает работу над серией картин, посвящённых войне 1812 года. По его замыслу в серию должны были войти двадцать картин, в которых он стремился воссоздать «простоту и правду» истории, что было встречено тогдашней критикой и публикой неоднозначно.

В 1895 году в залах Исторического музея в Москве были экспонированы 10 картин цикла. Они были восторженно приняты публикой, однако, официальные круги, от которых зависело приобретение серии, проявили сдержанность. В 1900 году серия была завершена. Эта грандиозная живописная хроника из 20 произведений охватывает события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России, опередившего отступление своей армии через р. Березину (этой теме посвящена 21-я, последняя, неоконченная картина, писавшаяся художником в 1902-1904 годах). В серию входят два портретных изображения французского императора. Верещагин создал к своим картинам комментарии исторического толка, которые он публиковал в изданиях к своим выставкам. Это своеобразная литература «связывала» сюжеты картин серии в слитый рассказ.

Художник любил сопровождать экспонирование своих работ особенным театрализованным освещением, музыкой, показом старинных художественных предметов, которые он использовал в работе над картинами. Полифония красок, звуков и света, сопоставление произведений разных жанров давали дополнительный эффект для восприятия.